Женщина с хлопковых полей: как Сара Бридлав стала не рабыней, а основателем компании
Про мечты миллионера, бизнес-школу для афроамериканок и уникальную косметику

Саре Бридлав (Уокер) отведено особое место как в американских, так и в мировых медиа: фильмы, книги, статьи и даже почтовые марки с ее изображением ежегодно пересказывают ее биографию. Однако нужно отметить, что в данном случае история не нуждается в художественном вымысле, потому что Сара стала поводом для легенды еще при жизни, а параллельно — основателем крупной компании, миллионером, филантропом и бизнес-коучем, и все это в конце XIX века.
Сара Бридлав — основатель компании CJ Walker Manufacturing Company, которая производила косметику и товары для ухода за волосами для чернокожих женщин. Сара была известна своей благотворительной деятельностью и социальной активностью: она делала щедрые финансовые пожертвования многочисленным организациям.
Поместье Мадам Си Джей Уокер вилла Леваро в Ирвингтон-он-Хадсоне в штате Нью-Йорк стало местом социальных собраний для афроамериканской общины. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как первая женщина-миллионер.
Бридлав уделяла внимание и развитию наук в области искусств. Например, в 1927 году в Индианаполисе был открыт Театральный центр мадам Уокер. Оба эти места были внесены в Национальный регистр исторических мест.
Вот всего несколько фактов, из которых становится очевидно, почему о Саре Бридлав до сих пор знают и говорят не только в США, но и за их пределами.
Неудавшаяся рабыня
Сара Бридлав родилась 23 декабря 1867 года недалеко от городка Дельта в штате Луизиана в семье Оуэна и Минервы (Андерсон) Бридлав. Любопытно, что Сара была первым ребенком в семье, который родился после подписания Прокламации об освобождении рабов — ее четырем братьям и сестре пришлось работать с родителями на плантации Роберта У. Берни.
Оставшись сиротой в возрасте семи лет, Сара переехала в Виксбург, Миссисипи, в возрасте десяти лет и работала в качестве домашней прислуги. До своего первого брака она жила со старшей сестрой Лувенией и сводным братом Джесси Пауэллом.
Из-за жестоких нравов, царящих в семье ее сестры, Саре пришлось работать прислугой у родственников, и она так и не смогла получить образование. Позднее мадам Си Джей Уокер рассказывала, что за свою жизнь смогла посвятить учебе не более трех месяцев. Свое короткое образование девочка получила в воскресной школе, где основными предметами были изучение Библии и пение псалмов.
С тех пор Сара вышла замуж три раза. В январе 1906 года состоялся ее четвертый брак с Чарльзом Джозефом Уокером, коммивояжером газетной рекламы из Миссури. Благодаря этому браку она стала известна как мадам Си Джей Уокер. Пара развелась в 1912 году.
В 1888 году Сара переехала с дочерью А’Лелией в Сент-Луис, штат Миссури, в дом своих братьев. Несмотря на то, что она работала поваром и прачкой одновременно и зарабатывала всего чуть больше одного доллара в день, она была полна решимости собрать достаточно денег, чтобы обеспечить образование своей дочери. Именно в это время 21-летняя девушка, как это часто встречалось среди чернокожих женщин ее эпохи, столкнулась с сильной перхотью и облысением. Причиной этого были кожные заболевания и ежедневный контакт с такими продуктами, как щелок, который входил в состав мыла.
Отсутствие здорового питания, электричества, внутреннего водопровода и центрального отопления только обостряло проблемы со здоровьем у всего населения Америки.

«Культура волос»
Братья Бридлав были цирюльниками в Сент-Луисе, и первые советы по уходу за кожей и волосами Сара получила именно от них. По время Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году она стала представителем Энни Мэлоуна, афроамериканского предпринимателя по уходу за волосами и владельца компании Poro.
Во время работы на Мэлоуна, который впоследствии стал крупнейшим конкурентом Уокер в сфере ухода за волосами, Сара приобрела важный опыт и ряд навыков, что позже позволило ей открыть свою косметическую торговую марку. Она обучалась искусству продаж как таковых и помимо этого училась разрабатывать и продавать такие продукты, как сыворотку для роста волос, выпрямители для волос и увлажняющие масла.
Новая работа позволила Саре и ее дочери переехать в Денвер и начать новую жизнь. Бридлав задумалась о создании собственной линейки средств по уходу за волосами, которая отвечала бы особенностям строения волос людей с темной кожей. Она начала экспериментировать с разными компонентами и нашла несколько работающих формул, которые позволили ей начать выпуск продукции.
После ее брака с Чарльзом Уокером в 1906 году она стала известна как мадам Си Джей Уокер — независимый парикмахер и розничный торговец косметическими кремами. Ее муж, который был также ее бизнес-партнером, предоставлял Саре консультации по рекламе и продвижению товаров. Сара занималась продажей своей продукции, лично доставляя ее клиентам и обучая других чернокожих женщин, как ухаживать за своими волосами.
Ее продукт дословно назывался «Замечательное средство для роста волос мадам Уокер, формула для ухода за кожей головы и заживления». Ее расширенная линейка продуктов называлась Walker System, которая предлагала широкий ассортимент косметики, а в самой компании постоянно разрабатывали новые способы маркетинга.
По материалам Thought Co., «агрессивная маркетинговая стратегия Уокер в сочетании с ее неустанными амбициями привели к тому, что она стала первой известной афроамериканкой, самостоятельно ставшей миллионером, а это означает, что она не унаследовала свое состояние и не вышла за него замуж».
В 1906 году Уокер назначила свою дочь ответственной за почтовые доставки в Денвере, в то время как она и ее муж путешествовали по всей южной и восточной части Соединенных Штатов, расширяя бизнес.
В 1908 году Уокер с мужем переехали в Питтсбург, где открыли салон красоты и создали «А’Лелия колледж» для обучения парикмахеров и косметологов.
После закрытия бизнеса в Денвере в 1907 году А’Лелия перебралась в Питтсбург, в то время как Уокер открыла новый салон в Индианаполисе в 1910 году. Девушка также убедила свою мать создать отделение салона красоты в Нью-Йоркском Гарлеме в 1913 году.
В 1910 году Уокер перевезла свой бизнес в Индианаполис, где она основала штаб-квартиру Madame CJ Walker Manufacturing Company.
Для увеличения продаж Уокер разработала свою систему — методы ухода за волосами, стимулирующие рост волос и улучшающие состояние кожи головы. Кроме того, на основе этой методики Сара открыла обучение для женщин любого возраста. Однако у линейки продукции Уокер было несколько конкурентов. Подобные продукты производились в Европе и другими компаниями в Соединенных Штатах.
К 1917 году на компанию работало около 20 000 женщин, получающих от пяти до пятнадцати долларов в день. Одетые в характерную форму — белые рубашки, черные юбки и черные ранцы за спиной — эти сотрудницы путешествовали по всем Соединенным Штатам, предлагая и развозя продукцию по уходу за волосами Уокер. Они служили живым доказательством того, что Сара Бридлав не только обеспечивает темнокожих женщин работой, но и учит их ухаживать за собой и заниматься бизнесом.

Большое внимание Сара уделяла маркетинговым компаниям: все афроамериканские газеты и журналы размещали у себя рекламу компании, а сама мадам Си Джей Уокер постоянно ездила с выступлениями для продвижения своей продукции. Вскоре ее бренд стал хорошо известным не только в Соединенных Штатах: в 1920-х годах ее бизнес-рынок расширился на Кубу, Ямайку, Гаити, Панаму и Коста-Рику.
Дом на своей земле
В это время у Сары Уокер появляется новая цель. Она расширяет возможности обучения и призывает женщин стать финансово независимыми через уроки о том, как построить свой собственный бизнес.
В 1917 году она создает организацию National Beauty Culturists and Benevolent Association of Madam C. J. Walker Agents — ее агенты по продажам активно презентуют продукцию Уокер в государственных и любительских клубах.
«Я женщина, которая пришла с хлопковых полей Юга. Своими руками я сделала огромный бизнес и построила свой собственный завод на моей собственной земле», — утверждала она во время своего выступления в 1912 году на ежегодном собрании Национальной негритянской бизнес-лиги.
После беспорядков в Ист-Сент-Луисе она присоединилась к Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) в борьбе за признание линчевания федеральным преступлением. В 1918 году на съезде Национальной ассоциации цветных женщин (англ. National Association of Colored Women) (NACW) Мадам Си Джей Уокер была признана главной участницей спасения дома аболициониста Фредерика Дугласа в Анакостии, районе Вашингтона. В течение всей жизни мадам Си Джей Уокер продолжала оказывать финансовую помощь NAACP, YMCA, школам и приютам для чернокожих детей, а также другим организациям и лицам, оказывающим помощь афроамериканцам.
Например, она выступила против линчевания на «Параде молчаливого протеста негров» и во время визита в Белый дом в 1917 году, а также за права афроамериканских солдат, служивших во Франции во время Первой мировой войны.
В том же 1917 году мадам Си Джей Уокер построила собственное поместье — виллу Леваро — в Ирвингтон-он-Хадсоне, штат Нью-Йорк. Поместье спроектировал Вертнер Танди, первый лицензированный чернокожий архитектор штата Нью-Йорк и основатель братства Альфа-Фи-Альфа. Постройка дома обошлась в 250 000 долларов. Он состоял из 34 комнат общей площадью 20 000 квадратных футов, кроме того, в здании находились три террасы и бассейн.

Сара надеялась, что особняк сможет стать местом сбора общественных лидеров, которые доказали бы другим афроамериканцам, что они могут осуществить свои мечты. Вскоре после переезда в особняк в мае 1918 года Уокер организовала мероприятие в честь Эммета Джея Скотта, помощника министра по делам негров Военного министерства США.
В своей биографии 2001 года «На своей земле: Жизнь и времена мадам Си Джей Уокер А’Лелия Бандлс вспоминает, что ее прапрабабушка построила виллу Леваро как «негритянское заведение, которое принимало только негритянские деньги», чтобы «убедить представителей [моей] расы в богатстве возможностей для бизнеса в рамках расы, чтобы указать молодым неграм, чего достигла одинокая женщина, и вдохновить их на большие дела».


Филантроп из трущоб
Тем не менее просвещение не было единственной сферой деятельности Бридлав. Она финансировала значительные суммы в множество благотворительных и религиозных организаций. Более того, Уокер завещала около $100 000 в детские дома и учреждения, а также направила две трети будущей чистой прибыли от своего имущества на благотворительные цели.
Интересно, что на момент своей смерти в 1919 году Бридлав была самой богатой афроамериканкой с капиталом, который оценивался в сумму от 500 тыс. до 1 млн долларов.
В некрологе The New York Times говорилось:
«Два года назад она сказала себе, что еще не стала миллионером, но надеялась когда-нибудь им стать, и речь не о том, что она хотела этих денег для себя — она думала о благе, которое можно сотворить с их помощью. Она ежегодно тратила 10 000 долларов на обучение молодых афроамериканцев, мужчин и женщин, в южных колледжах и каждый год отправляла шесть молодых людей в Институт Таскиги».
Одна из ее знаменитых фраз звучит так:
«Нет королевского, усыпанного цветами, пути к успеху. А если и есть, то я его не нашла, ибо если я чего-то и добилась в жизни, то только потому, что была готова усердно трудиться».
Компания Madame CJ Walker Manufacturing фактически просуществовала до 1981 года, и через 62 года после смерти Уокера, в 2016 году, бренды Sundial объявили о создании совместной продуктовой линейки Madam CJ Walker Beauty Culture, которая продавалась в магазинах Sephora по всей стране.
В 1998 году мадам Си Джей Уокер появилось на почтовой марке. Почтовая служба США включила ее в свою серию марок «Черное наследие» среди портретов У.Э.Б. Дюбуа, Джорджа Вашингтона Карвера, Хадди Ледбелли и Джесси Оуэнс.
После смерти своей матери А’Лелия стала президентом компании Madame CJ Walker Manufacturing и неотъемлемой частью художественной сцены Гарлема. Девушка была увлечена искусством, классической музыкой и оперой, а также популярной музыкой того времени — регтайм-джазом, и гарлемский таунхаус А’Лелии часто посещали художники, писатели, музыканты, политики и актеры.
По сути, именно А’Лелия создала американскую версию французского салона «Темная башня», где художники и меценаты общались друг с другом. Вплоть до своей смерти в 1931 году А’Лелия общалась с художниками того времени и предоставляла им помещение для творческих встреч и материальную поддержку, тем самым продолжая дело своей матери как в сфере бизнеса, так и в стремлении к благотворительности.