«Будь таким CEO, за которого твои родители всегда хотели выдать тебя замуж»: как Уитни Вульф создала «пчелу» на миллиард
Почему она сначала создала Tinder, а затем его конкурента

Сегодня Bumble ― одно из самых популярных приложений для онлайн-дейтинга в мире и самое быстро развивающейся в США. Однако, на момент создания проекта, его основательница не владела огромным капиталом или уникальными профессиональными знаниями. По её словам, она просто училась понимать людей. В этом материале ― история создания Bumble и цитаты Уитни Вульф Херд.
Гражданин мира
Уитни Вульф Херд построила сфокусировала свой бизнес на мультикультуры, в окружении которой росла с самого детства. Она родилась Солт-Лейк Сити, в американском штате Юта, в семье крупного застройщика. Её отец исповедовал иудаизм, а мать ― католицизм. Уитни ходила в еврейский детский сад, затем в частную католическую школу. Когда ей было 11 лет, семья решила взять саббатикал (длительный отпуск) и переехать во Францию, поэтому Уитни пришлось интенсивно учить новый язык и приобщаться к новой культуре.
Позже, в одном из интервью, Уитни признается, что знакомство с разными культурами и традициями стало одним из преимуществ в жизни и бизнесе. Она научилась понимать разных людей и находить индивидуальный подход к каждому, принимая их уклад жизни и менталитет.
Уитни Херд закончила Южный методистский университет в Техасе, и после этого загорелась идеей открыть бизнес, который бы приносил значительную пользу обществу. По её словам, на эту мысль её натолкнули впечатления от экологической катастрофы, когда в 2010 году в воды Тихоокеанского залива вылилось 5 млн баррелей нефти.
Уитни начала с продажи экологически сумок для йоги, и менее, чем через год вещи её бренда носили даже знаменитости, на страницах журналов In Touch и Us Weekly. Вместе со стилистом Патриком Ауфенкампом она придумала дизайн бамбуковых сумок и основала благотворительную организацию Help Us. Каждая сумка стоила $24, а деньги от продажи изделий шли на поддержку пострадавших от разлива нефти в Мексиканском заливе.
В мае 2012 девушка устроилась в стартап-студию Hatch Labs в Сан-Франциско, где начала работать над несколькими проектами, включая появившийся в скором времени Tinder. Однако, несмотря на успешное развитие приложения, Херд столкнулась стала участницей крупного скандала, в результате которого была лишена статуса основателя. Несмотря на победу в суде, Уитни не вернулась к проекту.
Через некоторое время она Уитни начала разрабатывать концепцию социальной сети для женщин, в частности, приложение Merci. В это время она получила сообщение от основателя сервиса онлайн-знакомств Badoo Андрея Андреева.
Особый свайп
Предприниматель оценил идею Вульф с приложением Merci, но посчитал, что им стоит создавать проекты в сфере, в которой они стали экспертами: это сфера знакомств. Андреев и Вульф договорились о сотрудничестве и разработали концепцию Bumble (Андреев покинул компанию в 2020 году, продав свою долю инвестиционной компании Blackstone).
«Я всегда считала странным, что существует негласный свод правил, по которому женщина должна взаимодействовать с мужчиной в начале их общения. От мужчин всегда ожидают, что он сделает первый шаг — при этом он рискует быть отвергнутым. И когда он чувствует отторжение, он может ответить агрессией. В Bumble первый шаг делает женщина, и мужчина просто не может испытать негативные эмоции», ― утверждала Уитни Вульф в интервью Vanity Fair.
Она добавляет, что Bumble ― это, в первую очередь, коммуникация и нетворкинг, а не приложение для романтических свиданий. Название приложения тоже было выбрано не случайно. Само слово «bumble» переводится, как пчела, а такие элементы бренда, как соты и пчелы, стали неплохой основой для успешного маркетинга компании.
«Я представляла сценарий, в котором у парня не было моего номера, но у меня был его. Что, если женщины будут делать первый шаг, отправлять первое сообщение? А если они этого не сделают, то совпадение профилей исчезнет через 24 часа, как в сказке про Золушку — с тыквой и каретой? Что, если мы можем «зашить» эту идею в продукт?», ― вспоминает основательница Bumble.
Любопытно, что Уитни Херд начала конкурировать с Tinder, то есть, в каком-то смысле, с прошлой версией себя. Как отмечает Forbes, она с опозданием зашла на один из самых переполненных цифровых рынков. В котором 90 процентов приложений для онлайн-знакомств становятся провальными проектами, однако проект Уитни стал исключением. Она нашла для себя выгодную нишу, сфокусировавшись на потребностях женщин. Её приложение позволяет значительно сократить число неприятного и неинтересного для женской аудитории контента, включающего оскорбления, угрозы и прочее.
Приложение запустилось в декабре 2014 года и быстро достигло показателя в 100 000 скачиваний. В том же году Business Insider назвал Вульф одной из «30 самых влиятельных женщин до 30 лет». В 2017 году основательница Bumble попала в список Forbes «30 до 30», а в апреле 2018-го — в список «100 самых влиятельных людей мира» по версии Time.
В 2018 году компания создала венчурный фонд Bumble Fund, на организацию которого выделили более $1 млн. Bumble Fund занимается поддержкой фирм, возглавляемых женщинами, особенно — представительницами расовых меньшинств. Размеры инвестиций — от $5000 до $250 тысяч.
Однако на этом достижения предпринимательницы не заканчиваются.
Одержимость клиентами
В начале февраля прошлого года Bumble провела IPO: изначально компания планировала продавать акции по цене $37–39, но вскоре после открытия продаж их стоимость достигла $43. 11 февраля акции начали торговаться на бирже Nasdaq. Их цена составила $76, что почти в два раза превышает их стоимость в ходе IPO.
«Я не одержима котировками, — отмечала после этого события Херд. — Я одержима клиентами, командой, инновациями, которые мы планируем в будущем».
Уитни креативно подошла и к оформлению штаб-квартиры проекта. Примерно 82% сотрудников — женщины, включая почти всю управленческую команду. Это отражается и на том, как выглядит офис: на стенах висят плакаты и неоновые знаки с различными мантрами Bumble: «Будь таким CEO, за которого твои родители всегда хотели выдать тебя замуж». Периодически компания выпускает мерч: свитера с надписью Honey ( переводится как «мед» и «сладкий» прим. редакции), на которые тут же возникает ажиотаж среди пользователей приложения.
Сейчас состояние Уитни Вульф Херд оценивается в $1,5 млрд. В 31 год Вульф стала самой молодой женщиной-миллиардером, которая самостоятельно заработала свой капитал.
Пользователи Bumble знакомятся и общаются бесплатно, но это не значит, сто приложение не монетизировано. Доход приложению приносят дополнительные функции — Spotlight и Boost.
Spotlight — это аналог функции Boost в Tinder. Иными словами, пользователь может поднять свой профиль в списке совпадений и получить больше просмотров за дополнительную плату. Функция Spotlight действует в течение 30 минут после покупки.
Еще одна дополнительная функция называется Boost. Она позволяет повторно вступать в переписку со знакомыми пользователями, использовать неограниченное количество настроек поиска, свайпать без ограничений и так далее.
В отличие от Spotlight, для оплаты Boost используются не монеты, а регулярные платежи — пользователи могут активировать эту функцию на неделю, месяц, три месяца или навсегда. И Spotlight, и Boost работают во всех трех сервисах Bumble: BFF, Bizz и Date. Похожим образом устроена бизнес-модель Netflix, где пользователи также могут ежемесячно приобретать разные пакеты опций.