Тайная биткоин-вечеря: насколько блокчейн изменил арт-рынок

О прозрачности, самостоятельных арт-объектах и «праве на хвастовство»

Когда блокчейн только появился в нашей реальности, сложно было предположить, что вскоре он гармонично вольется в арт-сферу и поможет её адаптации в новом цифровом мире. Как именно меняется творческий процесс, как «видят художники» и о чем стоит знать всем остальным — сегодня в материале SharesPro.

В лучших традициях эксперимента

Как отмечает Forbes, 11 марта 2021 года на Christie’s за $69 млн была продана работа цифрового художника Beeple (настоящее имя Майк Винкельманн), что сделало ей самой дорогой NFT-работой в мире. Однако о покупателе на протяжении недели не было известно практически ничего, кроме ника ― MetaKovan, что не мешало ему давать анонимные интервью.

Только 19 марта оказалось, что человеком, перевернувшим представления о том, сколько может стоить виртуальное искусство, стал один из создателей инвестиционного NFT-проекта Metapurse ― сингапурский блокчейн-предприниматель Виньеш Сундаресан. Раскрывая свою личность, Сундаресан подчеркнул, что им руководило желание показать, что «индийцы и люди другого цвета кожи тоже могут выступать меценатами, а криптовалюта — это великая сила, которая уравнивает Восток и Запад».

Любопытно, что в мае 2021 американский физик Альберт-Ласло Барабаши, известный своими исследованиями в области теории сетей, опубликовал в The New York Times статью, в которой применил принципы естественно-научных дисциплин для выявления скрытых паттернов работы рынка NFT.

Согласно результатам его исследований, рынок NFT развивается традиционным путем, если сравнивать опыт современных меценатов и, например, французского коллекционера Поля Дюран-Рюэля, которому в 1870-х годах, на заре импрессионизма принадлежало порядка 1000 работ Моне и 1500 произведений Ренуара. Барабаши исследовал площадку SuperRare: за четыре года работы этой платформы на ней было совершено более 23 000 транзакций с участием 3210 коллекционеров.

Анализируя данные этих сделок, Барабаши пришел заметил, что с марта 2020-го по март 2021 года существенно (с 6% до 36%) вырос сегмент вторичных продаж, то есть коллекционеры покупают работы и быстро их продают, чтобы получить выручку.

Стоит отметить, что концепция блокчейна сама по себе становится вдохновением для многих художников современности. Например, Питер Фрейлих изобразил процесс блокчейна как панель из палисандра в раме стиля барокко, на которой находятся маленький компьютер и четыре специализированных вычислительных устройства, производящих биткоины. На маленьком дисплее отображается текущая скорость расчета и курс биткоина к евро.

«Эту точку зрения можно легко оспорить, поскольку она игнорирует существование множества произведений, выставляемых в модных национальных или частных художественных галереях, как высококачественные изделия ручной работы.

Но в таких вещах я идеалист и не позволяю реальности мешать моему мнению. <…> Снова подумав об этом, глядя на несколько трафаретов Бэнкси, которых я раньше не видел, у меня возникла идея: произведение искусства, созданное с единственной целью - зарабатывать деньги. Буквально!», ― комментирует художник.

Другой художник, которого также вдохновила концепция криптовалюты ― Юль. В 2014 году его картина «Тайная биткоин-вечеря» была продана как часть проекта «Project Bitcoin» на аукционе eBay за 4,64 биткоина. Автор проекта поделился историей создания картины:

«Когда мы начали думать, что нарисовать, нам в голову пришла одна и та же мысль: Биткоин в роли Иисуса. Мы видели Иисуса как человека, который коренным образом изменил мир… и за это его боготворили и в то же время презирали. Мы подумали, что биткоин сыграл такую же роль: он полностью изменил мир, и его боготворят и презирают».

Тем не менее, биткоин-искусств, как «искусство улиц» с трудом прокладывало себе путь к признанию. Художественная ярмарка Moniker Art Fair, специализирующаяся на уличном искусстве и городской культуре, только в 2015 году первой стала принимать биткоин-платежи.

Посетители могли узнать что-то о криптовалютах благодаря 15-метровой интерактивной инсталляции под названием «Ренессанс сегодня». Кроме того, каждый желающий мог воспользоваться биткоин-банкоматом.

В 2015 году Венский музей прикладного искусства первым приобрел «картину» за биткоины. В частности, коллекция музея пополнилась работой голландского художника Харма ван ден Дорпеля «Слушатели мероприятия». Работа представляет собой алгоритмически сгенерированный скринсейвер.

Летом 2017 галерея Dadiani Fine Art стала первой в Великобритании продавать произведения искусства за криптовалюту. Принимались 6 криптовалют: bitcoin, ethereum, ethereum classic, ripple, litecoin и dash. За криптовалюту можно купить, например, работу Майка О’Коннора «Шум». Это серия из 18 скульптур, созданных из выхлопных систем Inconel.

1 сентября в Государственном Центральном музее современной истории России прошла первая в мире CryptoArt-выставка, организованная фондом Rudanovsky Foundation. На ней был представлен новый этап развития арт-коммуникаций на примере работ современной художницы Светланы Смирновой.

Каждая картина была обеспечена открытым цифровым сертификатом VerisArt, основанном на блокчейн-технологии. Одно из преимуществ таких технологий ― прозрачность. Информацию об арт-объекте, истории его создания и перемещения невозможно фальсифицировать или уничтожить. Все произведения существуют сразу в двух мирах: физическом и виртуальном. Последний дает произведению возможность не только быть репрезентированным публике, но и самостоятельно распределять финансовые потоки, связанные с ним. Например, расходы, связанные с логистикой его перемещения из одной галереи в другую.

Хайп или новое искусство

По словам Ноя Дэвиса, специалиста по послевоенному и современному искусству Christie’s в Нью-Йорке, который руководит аукционом по «Everyday: the FIRST 5000 DAYS», понимание NFT — это «упражнение в абстракции» или своего рода символ:

«Фактически произведение искусства в виде NFT — это всего лишь код. Физически его просто не существует. У него нет никакой объективности. Мы не продаем картину, чтобы повесить ее на вашу стену».

Стартап Maecenas использует блокчейн-технологию для создания цифровых сертификатов, связанных с произведениями искусства. Каждая работа разбивается на тысячи сертификатов. Инвесторы могут купить эти сертификаты и продать их в любое время через обменник Maecenas.

К настоящему моменту за криптовалюту можно купить многие картины современных художников, среди которых «Дурм» Бориса Туледо, «За пределы» Натали Казановы и «24hourbody.net, 2017» Джои Виллемонта.

Может возникнуть вопрос о том, зачем покупать изображение, например, картины, если можно его просто погуглить. Некоторые критики окрестили такое явление «правом на хвастовство», однако есть эксперты, которые придерживаются другого мнения и заявляют, что цель и смысл такой покупки ― коллекционирование и статусность, право на демонстрацию.

«Возможность сказать, что я коллекционер, который на самом деле владеет и является покровителем этого художника, несет в себе определенный престиж, который действительно привлекает людей», — заметил Линдси Говард, глава платформы Foundation, в комментариях The Verge . — «Вы также можете напрямую поддержать художника, и я думаю, что это действительно важно для людей».

Искусство блокчейна

С недавнего времени появилось отдельное направление в искусстве – Blockchain Art. Его первопроходцы выращивают цифровые растения, создают генерирующие биткоины картины и разумные леса.

Основной особенностью направления является стремление с помощью блокчейна создать децентрализованную автономную художественную среду, не зависящую напрямую от человека и не подчиняющуюся стандартным экономическим и социальным моделям.

Кроме того, продажи арт-объектов через NFT позволяет не только избежать посредничества и краж, но и повышает реальный доход. Так, по оценкам CryptoArt.io на рынке продали свыше 92 000 цифровых произведений на общую сумму свыше $159 млн.

По сравнению с $4.8 млрд в год на рынке продаж искусства через интернет это немного, но зато можно представить себе до каких размеров может вырасти новый сектор.  

Таким образом, NFT арт-рынок повторяет историю своего предка, и в то же время совершенствует саму систему коллекционирования и меняет восприятие блокчейна как таковое. Теперь это не просто инструмент финансирования, но и «глина» в руках художников, а также печать доверия между ними и покупателями.

Комментарии
Читать также
Художественный приём: зачем крупные корпорации коллекционируют искусство
Воздух за 15 тысяч евро: искусство, обман или выгодная инвестиция
NFT-токены врываются в арт-рынок. Можно ли сделать на них состояние?

И кто на этом уже зарабатывает