Больше не нуждаются в своих создателях, едят биткоины и становятся живыми: как цифровизация договорилась с природой

Про контракты с растениями-роботами, лес в кредит и не только человеческое общение

В предыдущем материале SharesPro мы рассказывали о влиянии культуры блокчейна на арт-рынок. Сегодня, в продолжение темы, материалы о «цифровых лесах», плантоидах и о перспективах таких проектов.

Блокчейн давно стал отдельным микромиром, расширяющим свои возможности ежедневно, однако то, что сами биткоины могут стать пропитанием, едва ли можно было предугадать.

Самодостаточные «росянки» и их фанаты

В биологическом мире существуют насекомоядные растения. Теперь появился их «цифровой брат» — плантоид. Это растение, поедающее биткоины.

Плантоид представляет собой робот-растение, которое состоит из самоисполняемого компьютерного кода, принадлежащее само себе и нанимающее работников для воспроизводства собственного потомства. Плантоид был разработан в ДАО — Децентрализованных автономных организациях. ДАО — созданные на основе блокчейна приложения, работающие над созданием машинообразных форм жизни.

«Плантоид — это попытка использования искусства для воплощения того, что я считаю одним из самых инновационных и прорывных аспектов блокчейна — способность создавать автономные сущности, которые полностью независимы и самодостаточны», — отмечает Примавера Де Филиппи, основатель Okhaos, творческого коллектива, создавшего плантоид, и доцент кафедры в Гарвардском центре Berkman-Klein, а также исследователь в CNRS (Национальный центр научных исследований) в Париже.

Основное преимущество подобных роботов в том, что вместо работников, проводящих транзакции и обмен ценностей, соединяющих организацию с внешним миром, самоисполняемая программа на блокчейне автоматизирует действия связывающих обязательств, участвующих в этих транзакциях. Плантоид был спроектирован для того, чтобы брать энергию из окружающей среды и превращать ее в рост и воспроизводство.

Компании, задействованные в ДАО, заняли ведущее место в заголовках СМИ, когда венчурный фонд без наемных работников привлек свыше 160 миллионов долларов, что является на сегодня крупнейшей краудфандинговой кампанией из существовавших когда-либо.

Примечательно, что физическая часть плантоида существует для накопления биткоинов от поклонников, и когда набранная сумма становится достаточной, его код способен независимо нанимать исполнителей, которые могут создать его новую версию. То есть биткоины — это его энергия, цифровая валюта, которая служит катализатором самопроизводства в случае востребованности.

У плантоида две основные сущности: скульптура, растениеподобная форма андроида, и смарт-контракт на блокчейне — самоисполняемая программа, логика которой прописана его создателями. Он способен расти, расширяться и искать свою экологическую нишу в мире. Как и у настоящего растения, выживание плантоида зависит от взаимодействий с другими частями животного царства. В этом смысле алгоритм жизни плантоида особенно близок к естественным законам природы: подобно тому, как цветы привлекают пчел внешним видом, плантоид привлекает внимание людей, и они «кормят» его биткоинами. При этом растение остается абсолютно независимым.

«Плантоиды одновременно независимы и самодостаточны. После того как они были созданы в нашем в мире, они больше не нуждаются в своих создателях и не обращают на них внимания. И поскольку плантоиды в конечном итоге принадлежат себе, они также не могут быть куплены или принадлежать кому-либо другому. Однако люди могут взаимодействовать с плантоидом и, возможно, даже вступать с ним в договорные отношения», — отмечается на официальном сайте проекта.

Плантоид может заработать достаточно денег для найма исполнителя, способного создать его потомство. В случае успеха те, кто пожертвовал биткоины, таким образом проголосуют за работника или группу работников, которые займутся созданием его следующей версии. Взнос можно отправить на кошелек плантоида в биткоинах. Как только набирается нужная сумма, плантоид объявляет открытый конкурс для разработчиков, дизайнеров, программистов и других специалистов на разработку проекта следующего плантоида. Разумеется, сам плантоид не способен оценить художественные и инновационные особенности каждого из проектов для выбора победителя, поэтому вынужден снова обратиться за помощью к людям.

Как только плантоид идентифицирует этих исполнителей, далее он автономно назначит их для разработки и постройки новой версии самого себя, управляя транзакциями по оплате их работы через запрограммированный смарт-контракт.

Таким образом, блокчейн обеспечивает инженерное проектирование, требующееся для функционирования автономной инфраструктуры, что позволяет ей вырасти в динамичную комплексную экосистему, аналогичную биологической.

Деревья для других планет

Плантоиды используют и для научных, исследовательских целей, например при помощи создания деревьев-роботов. Дело в том, что деревья никуда не движутся, их невозможно передвинуть с места на место, поэтому их можно использовать для мониторинга окружающей среды здесь, на Земле.

Основу робота-плантоида в этом случае составляет пластиковый корпус — «ствол», изготовленный на трехмерном принтере. Внутри этого корпуса располагается микропроцессорная система, сопутствующая электроника, источники питания и некоторые исполнительные механизмы. «Ветвями» и «листиками» служат элементы датчиков различных типов. Эти датчики способны обнаруживать наличие и производить измерения параметров: температура, влажность, сила притяжения, прикосновение и наличие различных химических веществ.

Наибольшее сходство с деревом плантоиду придают «корни». Один из них представляет собой гибкое подвижное щупальце, на конце которого находятся чувствительные элементы нескольких датчиков. Оно может проходить сквозь слой грунта, изменяя направление при столкновении с непреодолимыми препятствиями. При помощи датчиков щупальце может определить состав грунта и наличие в нем различных химических веществ, в том числе и токсичных.

Другой «корень» — это буровая установка, при помощи которой робот имеет возможность углубиться в почву и закрепиться на поверхности, — своего рода якорь.

Подобные деревья — относительно молодой проект, работа над ним началась в 2012 году в Технологическом институте Италии, но открывающий широкие перспективы как на Земле, так и за ее пределами. В проекте также принимают участие исследователи и инженеры из каталонского Института биоинженерии Испании и Швейцарского федерального политехнического университета Лозанны.

Так, плантоиды могут использоваться для проведения постоянного мониторинга состояния грунта, наличия загрязнений окружающей среды и других экологических факторов на Земле. «Саженцы» могут быть установлены вдоль поверхности другой планеты, создавая исследовательскую сеть для сбора различных научных данных.

Лес-бизнесмен

Еще одним интересным проектом стали «разумные леса». Первый подобный лес — Terrao — работа студентов Берлинского университета. Самое простое описание такого леса — живой организм, способный самостоятельно собой распоряжаться. Земля с помощью новых технологий может выкупить сама себя, продавая древесину, и выступать на рынке сырья в качестве полноценного коммерсанта. Авторы идеи исходили из того, что лес обладает определенной производительной силой, которую может с помощью автоматизированных процессов капитализировать и использовать накопленный капитал для дальнейшего развития и увеличения своей площади.

На первой стадии проекта его создатели покупают кусок леса и подписывают с ним смарт-контракт, как с так называемым nonhuman actor — «нечеловеческое лицо». Согласно смарт-контракту, лес может владеть самим собой в обмен на долговые обязательства, которые измеряются в terra0-токенах, в единицах стоимости данной криптовалюты. Иными словами, берлинские студенты отдают свой кусок леса ему самому в долг. Согласно алгоритму смарт-контракта, раз в полгода над лесом пролетают специальные дроны, являющиеся его своего рода техническим продолжением, и делают фотоснимки всего контура леса. Далее с помощью специального программного обеспечения, также являющегося частью смарт-контракта, эти фотографии обрабатываются, и выносится решение, какие деревья можно продать в соответствии с актуальным спросом на рынке древесины, а какие целесообразнее оставить. Непосредственно в блокчейн-среде смарт-контракт продает лицензии на вырубку определенных деревьев.

Когда достаточная сумма накапливается, лес выкупает обратно свои terra0-токены у берлинских студентов и с этого момента становится экономически независимым от человека субъектом, способным распоряжаться своими ресурсами на свое усмотрение. Согласно программному коду, в смарт-контракте последующие накопления криптовалюты расходуются в основном на дальнейший выкуп территории у других землевладельцев.

Итак, даже в природной сфере абсолютно цифровому изобретению, такому как блокчейн, найдется свое место. Такие проекты могут стать примером гармоничного баланса между природой и машинами без ненужного вмешательства или поглощения одной сферы другой. В этом случае смарт-контракты позволяют абсолютно любым объектам управлять капиталом и, следовательно, требовать права на собственность, что хорошо соответствует современным мировоззренческим концепциям с их уклоном в объектно-ориентированные онтологии.

Комментарии
Читать также